понедельник, 15 февраля 2010 г.

Ф. А. АБРАМОВ «БРАТЬЯ И СЕСТРЫ»

Судьба человека в романе Ф.А. Абрамова "Братья и сестры"



 





Романы «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета» вместе с романами «Пути-перепутья» и «Дом» составляют тетрало­гию писателя Федора Абрамова «Братья и сестры», или, как назвал произведение автор, «роман в четырех книгах». Объ­единенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со сво­ими героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывал­ся и вглядывался в судьбы страны, России и человека. Более двадцати пяти лет создавалась тетралогия (1950-1978). Более двадцати пяти лет не расставался автор с любимыми героями, искал вместе с ними ответа на мучительные вопросы: да что же такое эта Россия? Что мы за люди? Почему мы буквально в не­человеческих условиях сумели выжить и победить врага и по­чему в мирное время не смогли накормить людей, создать под­линно человеческие, гуманные отношения, основанные на братстве, взаимопомощи, справедливости?



О замысле первого романа «Братья и сестры» Федор Аб­рамов неоднократно рассказывал на встречах с читателями, в интервью, в предисловиях. Чудом уцелев после тяжелого ранения под Ленинградом, после блокадного госпиталя, летом 1942 года во время отпуска по ранению он оказался на родном Пинежье. На всю жизнь запомнил Абрамов то лето, тот подвиг, то «сражение за хлеб, за жизнь», которое вели полуголодные бабы, старики, подростки. «Снаряды не рва­лись, пули не свистели. Но были похоронки, была нужда страшная и работа. Тяжкая мужская работа в поле и на лугу». «Не написать «Братья и сестры» я просто на мог... Перед глазами стояли картины живой, реальной действи­тельности, они давили на память, требовали слова о себе. Ве­ликий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, быть может не менее тяжкий, чем фронт русского му­жика, - как я мог забыть об этом?» «Только правда - пря- мая и нелицеприятная» - писательское кредо Абрамова. Позднее он уточнит: «...Подвиг человека, подвиг народа из­меряется масштабом содеянного, мерой жертв и страданий, которые он приносит на алтарь победы».



Сразу же после выхода романа писатель столкнулся с недо­вольствами земляков, которые узнавали в некоторых героях свои приметы. Тогда Ф. А. Абрамов, может быть, впервые ощутил, как трудно говорить правду о народе самому народу, развращенному как лакировочной литературой, так и пропа­гандистскими хвалебными речами в его адрес. Ф. А. Абрамов писал: «Земляки меня встретили хорошо, но некоторые едва скрывают досаду: им кажется, что в моих героях выведены не­которые из них, причем выведены не совсем в лестном свете. И бесполезно разубеждать. Кстати, знаешь, на что опирается ла­кировочная теория, теория идеального искусства? На мнение народное. Народ терпеть не может прозы в искусстве. Он и сей­час предпочтет разные небылицы трезвому рассказу о его жизни. Одно дело его реальная жизнь, и другое дело книга, картина. Поэтому горькая правда в искусстве не для народа, она должна быть обращена к интеллигенции. Вот штуковина: чтобы сделать что-нибудь для народа, надо иногда идти враз­рез с народом. И так во всем, даже в экономике». Эта трудная проблема будет заниматъ Ф. А. Абрамова все последующие годы. Сам писатель был уверен: «Народ, как сама жизнь, про­тиворечив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое». «Народ - жертва зла. Но он же опора зла, а значит, и творец или, по крайней мере, питатель­ная почва зла», - размышляет Ф. А. Абрамов.



Ф. А. Абрамов сумел достойно рассказать о трагедии на­родной, о бедах и страданиях, о цене самопожертвования ря­довых тружеников. Ему удалось «взглянуть в душу простого человека», он ввел в литературу целый пекашинский мир, представленный разнообразными характерами. Не будь пос­ледующих книг тетралогии, все равно остались бы в памяти семья Пряслиных, Анфиса, Варвара, Марфа Репишная, Сте­пан Андреянович.



Трагедия войны, единение народа перед общей бедой вы­явили в людях невиданные духовные силы - братства, взаи­мопомощи, сострадания, способность к великому самоотрече­нию и самопожертвованию. Эта мысль пронизывает все пове­ствование, определяет пафос романа. И все-таки автору каза­лось, что ее следует уточнить, углубить, сделать более много­сложной, неоднозначной. Для этого потребовалось ввести не­однозначные споры, сомнения, размышления героев о жизни, о воинской совести, об аскетизме. Ему хотелось поду­мать самому и заставить читателя задуматься о вопросах «бытийных», не лежащих на поверхности, а уходящих кор­нями в осмысление самой сути жизни и ее законов. С годами он все больше связывал проблемы социальные с нравствен­ными, философскими, общечеловеческими.



Природа, люди, война, жизнь... Подобные размышления хотел ввести писатель в роман. Об этом - внутренний монолог Анфисы: «Растет трава, цветы не хуже, чем в мирные годы, жеребенок скачет и радуется вокруг матери. А почему же люди - самые разумные из всех существ - не радуются зем­ной радости, убивают друг друга?.. Да что же это происходит-то? Что же такое мы, люди?» О смысле жизни размышляет после гибели сына и смерти жены Степан Андреянович: «Вот и жизнь прожита. Зачем? К чему работать? Ну, победят немца. Вернутся домой. А что у него? Ему-то что? И, может быть, сле­довало жить для Макаровны. Единственный человек был около него, и того проворонил. Так зачем же мы живем? Не­ужели только работать?» И тут же автор обозначил переход к следующей главе: «А жизнь брала свое. Ушла Макаровна, а люди работали». Но главный вопрос, который хотел выделить Абрамов, - это вопрос о совести, об аскетизме, об отречении от личного во имя общего. «Имеет ли право человек на личную жизнь, если все кругом мучаются?» Вопрос наисложнейший. Поначалу автор склонялся к идее жертвенности. В дальней­ших заметках к характерам и ситуациям, связанным с Анфи­сой, Варварой, Лукашиным, он усложнил проблему. Запись от 11 декабря 1966 года: «Можно ли полнокровно жить, когда кругом беды? Вот вопрос, который приходится решать и Лукашину, и Анфисе. Нельзя. Совесть и пр. Нельзя жить полнокровно сейчас. А когда же жить человеку?»



Гражданская война, пятилетки, коллективизация, война... Лукашин полон сомнений, но в конце концов на во­прос «Возможна ли теперь любовь?» он отвечает: «Возмож­на! Именно теперь и возможна. Нельзя отменить жизнь. А на фронте? Ты думаешь, у всех пост великий? Да возможно ли это?» Анфиса думает иначе: «Каждый решает так, как он может. Я не осуждаю. А сама не могу. Как я бабам посмотрю в глаза?» Максимализм Анфисы автор хотел объяснить креп­кими нравственными устоями в ее староверской семье. «Раз горе в доме - каждый день покойники, - разве может она отдаваться радости? Разве не преступно это? Все прабабки и бабки, хранившие верность до гроба своим мужьям в их роду, восставали против ее любви, против страсти». Но и Ан­фису заставлял автор больше сомневаться, искать ответа. Анфиса терзается: любить должна была Настя, ее должна была одарить всеми дарами жизнь, а на самом деле любить выпало ей, Анфисе. Да разве справедливо это? Кто, кто определяет все это, заранее рассчитывает? Почему один человек умирает в молодости, а другой живет?



Когда Анфиса узнает, что Настя обгорела, стала калекой, она надевает на себя вериги. Стоп. Никакой любви! Она стала сурова, аскетична, что называется, в ногу со своим временем. И думала: так и надо. В этом ее долг. Но людям это не понрави­лось. Людям, оказывается, больше нравилась прежняя Анфи­са - веселая, неунывающая, жадная до жизни. И именно тогда о ней с восторгом говорили бабы: «Ну, женка! Не падает духом. Еще и нас тянет». А когда Анфиса становится аскетом, худо становится и людям. И люди не идут к ней. А она ведь хо­тела им добра, для них надевала на себя власяницу.



Нравственно аскетическое и язычески жизнелюбивое от­ношение к миру принимало в романе и в других произведе­ниях Ф. А. Абрамова самые многоликие формы. Крайний ас­кетизм и эгоистически бездумное жизнелюбие были одинако­во неприемлемы для писателя. Но он понимал, как трудно найти правду - истину в этом мире. Потому вновь и вновь сталкивал противоположные натуры, взгляды, убеждения, искания в сложных жизненных ситуациях.



Что же, по мнению писателя, должно помочь человеку найти ответы на те сложные вопросы, которые ставит перед ним жизнь? Только сама жизнь, дорогая сердцу автора при­рода, те «ключевые родники», в которых омывается герой романа и от которых набирается сил, «и не только физичес­ких, но и духовных».



Комментариев нет:

Отправить комментарий