пятница, 13 марта 2009 г.

Надо двигаться дальше, и знать, что на другом берегу не будет земли обетованной ...



В ту субботу я наконец посетила РАМТ. На "берег утопии" я мечтала сходить уже больше года, и вот появилась возможность: в жж сообещстве pro_ramt была замечательная акция - билеты на все три части берега утопии всего за 600 рублей+можно было выбрать любые места. Кстати, кто не знает спекталь идёт в общей сложности 10 часов. И что самое удивительное, не было ни одной секунды, ни одного момента, когда бы мне стало скучно.

"Берег утопии" это шикарное произведение Тома Стопарда о судьбах русских революционеров и вольнодумцев. Чаадаев, Герцен, Бакунин,Белинский - все эти герои ведут постоянный диалог о Росии, её месте в мировой истрии, и о её будущем. Удивительно насколько точно смог анлийский драмматург подметить все ньюансы русского революционного движеня. Во истину один из главных героев Бакунин - идеал соверменной молодежи: одержимость революцей , при этом постоянная смена взглядов убеждений и идей , желание разрушать, а не перестраивать. Это произведение, которое позволяет по-другому взглянуть на свою историю. Ниже приведены, на мой взгяд два самых сильных монолога пьесы.

"Надо двигаться дальше, и знать, что на другом берегу не будет земли обетованной, и все равно двигаться дальше. Раскрывать людям глаза, а не вырывать их. Взять с собой все лучшее. Люди не простят, если будущий хранитель разбитой скульптуры, ободранной стены, оскверненной могилы скажет проходящему мимо: "Да, да, все это было разрушено революцией". Разрушители напяливают нигилизм, словно кокарду. Они разрушают и думают, что они радикалы. А на самом деле они - разочаровавшиеся консерваторы, обманутые древней мечтой о совершенном обществе, где возможна квадратура круга, где конфликт упразднен по определению. Но такой страны нет, потому она и зовется утопией. Так что пока мы не перестанем убивать на пути к ней, мы никогда не повзрослеем. Смысл не в том, чтобы преодолеть несовершенство данной нам реальности. Смысл в том, как мы живем в своем времени. Другого у нас нет"

"Об этом я и пишу. Литературы у нас нет. У нас есть несколько шедевров - да и как им не быть - нас так много: время от времени великий художник объявится и в куда меньшей стране. Но как у народа, литературы у нас нет, а то, что есть, - не наша заслуга. Наша литература - это бал-маскарад, куда каждый должен явиться в костюме: Байрона, Вольтера, Гете, Шиллера, Шекспира и всех остальных. я не художник. Моя пьеса была не хороша. Я не поэт. Стихи не пишутся усилием воли. Все мы изо всех сил стараемся подчеркнуть свое присутствие, а настоящий поэт неуловим. Можно попытаться подсматривать за поэтом в момент творения - вот он сидит за столом, рука с пером неподвижна. Но едва перо двинулось - и момент упущен. Где он был в это мгновение? Смысл искусства - в ответе на этот вопрос. Открыть, понять, узнать, почему это происходит - или не происходит, - вот цель всей моей жизни, и цель эта не так бессмысленна в нашей стране, где нельзя говорить о свободе, поскольку ее нет, а о науке и политике тоже нельзя по той же причине. У критика здесь работы вдвойне. Если можно узнать хоть какую-то правду об искусстве, то что-то можно понять и о свободе, и о политике, и о науке, и об истории, поскольку все в этом мире движется к единой цели, и моя собственная цель - лишь часть этого общего замысла. Вы можете смеяться надо мной, потому что я не знаю ни немецкого, ни французского. Но я бы понял суть идеализма, даже если бы всадник на полном скаку прокричал мне в окно хоть одно предложение Шеллинга. Когда философы начинают рассуждать как архитекторы - спасайся, кто может - наступает хаос. Стоит им начать устанавливать правила красоты - кровопролитие неизбежно. Когда совершенное общество решают строить по законам разума и умеренности - ищите убежища у каннибалов. Потому что ответ не ждет нас, как Америка Колумба. Мировая идея говорит языком человека. Когда внутренняя жизнь народа, из поколения в поколение находит свое выражение в бессознательном творческом духе своих художников, тогда возникает национальная литература. Потому у нас ее и нет. Да вы посмотрите на нас! Гигантский младенец с крошечной головой, набитой преклонением перед всем иностранным. и огромное беспомощное тело, барахтающееся в собственных испражнениях, материк рабства и суеверий - вот что такое Россия - удерживаемая полицейскими осведомителями и четырнадцатью рангами ливрейных лизоблюдов - откуда здесь взяться литературе? Народные сказки и иностранные влияния - вот наш удел - падать в обморок от подражаний Расину и Вальтеру Скотту - наша литература не более чем модное развлечение для благородного сословия - вроде танцев или карт. Как это произошло? Почему с нами приключилась эта беда? Потому, что нам не доверяли взрослеть, с нами обращаются как с малыми детьми - и мы стоим того, чтобы с нами обращались как с детьми - пороли за дерзость, запирали в шкаф за непослушание, оставляли без ужина - и не смей даже мечтать о гильотине.

Речь Белинского уже давно становилась все более взволнованной, горячей и громкой. Александр единственный из всей словно оцепеневшей семьи, кто делает попытку возразить.

Да - я сбился с мысли - черт возьми. извините меня. со мной это всегда случается!.. Я забываю, что я хочу сказать. Простите, простите. (Начинает уходить, но возвращается.) Каждое произведение искусства - это дыхание одной вечной идеи. Вот. Остальное неважно. Каждое произведение искусства - дыхание одной вечной идеи, которую Бог вдохнул в сознание художника. Вот где он был в это мгновение. (Он опять поворачивается, чтобы уйти, и опять возвращается.) У нас будет своя литература. Какая литература и какая жизнь - это один и тот же вопрос. Наша нынешняя жизнь оскорбительна. Но мы произвели на свет Пушкина и теперь вот Гоголя. Извините меня, мне не по себе."

В очередной раз удивляюсь тому, как нам преподают историю. Зачем эта зубрежка дат, если нам не объянсяют причин. Вот, к примеру, сейчас я совсем под другим углом взглянула на историю Росии, и это уже не в первый раз, когда я с удивлением для себя открываю захватывающую глубину истории. Почему этого не было в школе, почему нам не пытались объяснить  - как понимать многочисленные события истрии и как их анализировать? Мне отчасти повезло в 10-11 классе у нас был учитель, который мог по другим углом взглянуть на сухие факты. Но всё равно я чувствую, что очень мало знаю и понимаю. Посему в ближайшее время меня ждёт книга по истории Франции и француских революций. С каждым днём всё больше и больше понимаю, насколько важно знать историю и насколько под другим углом это позволяет взглянуть на современные события.

Комментариев нет:

Отправить комментарий