среда, 11 февраля 2009 г.

Без заголовка

ВСЕМ ЧИТАТЬ!!!

Статья про фемслэш.

Фемслэш: любовь вне канонов 10:02

Офелия не сошла с ума и не утопилась. Она подумала и решила, что Гамлет ее не так уж интересует, особенно по сравнению с королевой Гертрудой. Кстати, та ответила ей взаимностью. Тем временем, Гермиона из бестселлера про Гарри Поттера забыла и про Гарри, и про Рона, настолько она была поглощена романом с другой героиней - Луной. И это не бредни сумасшедшего, а просто сюжеты онлайновых рассказов в жанре фемслэш - историй о лесбийской любви героинь популярных фильмов или книг.

ЛИТЕРАТУРА КАК ФОРМА ФАНАТИЗМА

Фанфикшен (fan fiction) - это все виды литературного творчества поклонников определенных книг, сериалов или фильмов. Большинство "фанатов" любого произведения знают - иногда тянет представить: "А что если бы все закончилось по-другому." Так и хочется придумать продолжение любимого фильма, или еще лучше - альтернативный сюжет. И желательно "спарить" любимых персонажей, которые в оригинале друг на друга и не смотрели. Представить любовную историю, которой нет в оригинале, или, как говорят поклонники фанфикшена, в "каноне". Авторы фанфиков так и делают, да еще и делятся своими фантазиями с другими.

Как жанр фанфикшен появился еще в 1960-1970-х годах, благодаря невероятной популярности сериала "Звездный путь" ("Star Trek"). Очевидно, что использование чужих персонажей нарушает авторские права, поэтому фанфикшен распространяли через бесплатные самиздатовские журналы - фанзайны.

Однако настоящий бум фанфикшена наступил только благодаря Интернету - вебсайты с фанфиками плодились как грибы. Некоторые авторы пытались возражать, другие, как автор "Гарри Поттера" Роулинг, отнеслись к этому спокойно или даже с поощрением. Так или иначе, остановить массовое увлечение было невозможно.

Главным образом фанфикшен стал "женским увлечением", а его типичным автором - молодая женщина среднего класса. Вероятнее всего - студентка, хотя возраст может варьироваться от 14 лет до 40 и старше. Именно женщины начали писать первые произведения в жанре слэш - истории гомосексуальных отношений любимых персонажей-мужчин.

Название "слэш" произошло от косой черты, с помощью которой обозначали романтическую пару в рассказе. Предположительно, первыми такими "геями поневоле" стали персонажи "Звездного пути" - Кирк и Спок, или точнее Кирк/Спок. Вопрос о том, почему для гетеросексуальных девушек так привлекательны гей-истории остается открытым. Одно из объяснений в том, что слэш позволяет освободиться от навязанных гетеросексуальных шаблонов. Герои слэша могут быть какими угодно, делать все, что вздумается, не оглядываясь на то, как "положено" себя вести мужчинам и женщинам.

ЗЕНА - КОРОЛЕВА СЛЭША

Вслед за мужским слэшем появился фэмслеш - femslash или femmeslash в английском. Первым вдохновителем на массовые рассказы о лесбийской любви оказался популярный в 90-х сериал для подростков - "Зена - королева войнов". Незамысловатый сюжет о борьбе за добро в условиях очень абстрактной Древней Греции мало выделялся на фоне других молодежных шоу. Однако аудиторию привлекли харизматичные и уверенные в себе женские персонажи - Зена и Габриель, которые резко отличались от пассивных и зависимых от мужчин героинь других сериалов.

Более того, впервые в центре сюжета оказалась дружба двух главных героинь, которая была настолько эмоциональной и драматичной, что сложно было не думать о них, как о лесбийской паре. Хотя режиссеры сериала настаивали на гетеросексуальности Зены, они также явно и намеренно играли с "лесбийской темой" - на протяжении всего шоу то и дело подчеркивалось, что Зена и Габриель созданы друг для друга, и их судьба быть вместе.

Естественно, такой необычный для поп-культуры подход к женским персонажам привел к буму историй, додумавших любовь Габриэль и Зены за сценаристов. Постепенно, фемслэш начал развиваться и среди поклонников других фильмов и книг. Сейчас есть несколько популярных основ для фемслэша, например, среди них героини "Гарри Поттера", что объясняется как массовой популярностью книг, так и достаточным количеством интересных женских персонажей.

Не меньше фанфиков, посвященных другому молодежному сериалу - "Баффи - истребительница вампиров". Эта история стала культовым явлением по многим причинам. В отличие от других приключенческих сюжетов героинь в сериале было больше, чем героев, при этом женщины с регулярностью оказывались сильнее мужских персонажей. Другая немаловажная причина - это первый популярный сериал, в котором появилась открытая лесбийская пара, причем среди персонажей первого плана. Уиллоу и Тара - студентки, могущественные ведьмы и просто красавицы стали кумирами для многих молодых лесбиянок, а их любовная жизнь продолжает бурно развиваться на страницах фанфикшена.

Первый лесбийский телесериал - "L Word" - также породил огромное количество фанфиков. Одновременно он показал, как меняется отношение корпораций к творчеству поклонников. Авторы сериала пытались повысить его популярность за счет поощрения фемслэша, они даже устроили конкурс на лучший сюжет, по которому сняли очередную серию.

МУКИ ТВОРЧЕСТВА

Фемслэш остается редким жанром по сравнению с рассказами о любви между мужчинами. Рассказов о лесбийской любви мало, а значительная часть тех, что есть, явно написана не слишком зрелыми мужчинами - их обычно отличает порнографический сюжет и довольно оригинальные представления о женской анатомии.

Одна из явных причин нехватки фемслэша - отсутствие подходящих персонажей. Большинство героинь в книгах или на телеэкране остаются плоскими, не яркими и очень часто их единственная функция в сюжете быть "девушкой того-то". Для редких исключений часто просто нет пары. На это жалуется одна из авторов фемслэша: "Когда шли "Секретные материалы", я просто влюбилась в агента Скали. Я сразу решила, что нужно написать про нее слэш, но с кем? Других подходящих женщин в сериале не было, пришлось выискивать женщин-детективов из других фильмов".

Другая проблема в том, что фанфики отражают представление автора о том, какими должны быть романтические отношения. Однако в нашей культуре примеров лесбийской любви остается крайне мало, даже для любви геев образы найти гораздо проще. Героини, которые не соперничают друг с другом за мужчину, настолько непривычны, что автор в буквальном смысле оказывается перед чистым листом - нет никаких аналогичных историй, которые могли бы вдохновить.

Во многом это проблема и серьезной лесбийской литературы. Известная писательница Николь Броссард в свое время сказала: "Чтобы писать, как лесбиянка, нужно избавиться от всех патриархальных картин в своей комнате. Это значит научиться какое-то время жить среди пустых стен. В литературных терминах, это означает обновление сравнений, создание новых аналогий, игру с определенными тавтологиями, определенными парадоксами. Это означает, что одно и то же предложение придется начинать тысячу раз. Это означает рисковать, когда хочешь сказать слишком много или слишком мало. Это значит рискнуть, когда не можешь найти нужные слова".

С другой стороны, сейчас уже многие известные писатели начали свою карьеру именно с фанфикшена. Как несерьезный, развлекательный жанр он позволяет "набить руку" любому начинающему автору, избегая больших рисков. Возможно, что и жанр фемслэша со временем приведет к появлению новых звезд в лесбийской литературе.

Елизавета Морозова

8 ноября 2007 года

оригинал - queerlvov.pp.net.ua/news/2007-11-08-66

Комментариев нет:

Отправить комментарий