суббота, 7 марта 2009 г.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ МИССИИ - ВЫСОКОНРАВСТВЕННОСТЬ

Вопрос. Мусульмане часто говорят о высоконравственности, которая не всегда им присуща. Наиболее вероятно, что отсутствие ее у отдельных мусульман не имеет отношения к их религиозной принадлежности, а происходит по причине слабости самих людей. Приведите, пожалуйста, несколько религиозных цитат о том, что есть высоконравственность с точки зрения Ислама.

Ответ. У Пророка Мухаммада спросили о высокой нравственности, и он процитировал [из Корана]: "Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; приказывай [следовать, а также учитывать] общепризнанные нормы [благородства и праведности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]" (см., Св. Коран, 7:199)[1], а затем добавил: "[Высокие нравы] - это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя".[2]

Пророк Мухаммад подчеркивал: "Воистину, основной частью и целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства".[3]

Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оповещал: "Самым тяжелым на чаше благих дел в Судный День будет: набожность и высокие нравы, благонравие [то есть, например, десять единиц, приобретенные по результату высоконравственного, благородного поступка, будут значительно более весомыми и тяжелыми, нежели десять единиц вознаграждения, зафиксированные ангелами по результату подаяния милостыни или совершения дополнительной молитвы]".[4]

Посланник Всевышнего также говорил: "Воистину, самыми любимыми из вас и самыми близкими ко мне в Судный День будут наилучшие из вас по моральным и нравственным качествам".[5]

Передается, что однажды сын мудрого Лукмана спросил своего отца: "О папочка! Какие человеческие качества являются наилучшими?" "Религиозность", - ответил Лукман. "А если говорить о двух", - продолжал сын. "Религиозность и материальный достаток". "А если говорить о трех?" - снова поинтересовался сын. "Религиозность, материальный достаток и скромность". "А если говорить о четырех?" - продолжал интересоваться сын. "Тогда: религиозность, материальный достаток, скромность и высоконравственность". "А если говорить о пяти?" - вопрошал тот. "Религиозность, материальный достаток, скромность, высокие нравы и щедрость, великодушие". А если говорить о шести?" - продолжал настойчиво интересоваться сын мудрого Лукмана. Отец ответил: "О сыночек мой! Если в человеке будут [присутствовать, применяться, станут неотъемлемыми для него] упомянутые пять, то этот человек - истинно набожный, кристально-чистый, приближенный к Всевышнему и отдаленный от Сатаны".[6]

Вопрос. Я живу в стране, где мало мусульман. Люди не очень хорошо относятся к нам. Без уважения. Иногда я слышу неприятные слова в мой адрес. Некоторые соседи принципиально не здороваются и пытаются показать всем своим видом, как я им неприятна. Я хочу спросить вас о том, как мне относиться к таким людям?

Понимаете, мой муж всегда злится на меня когда я рассказываю очередную не очень приятную историю. На какие-нибудь колкости в свой адрес или в адрес мусульман он тут же находит что сказать, ставя людей на место. Я так не умею. Мне не хочется отвечать грубо. Или всё-таки надо научиться? Хотя я не веду себя как овечка, просто мне не хочется грубить. Муслима.

Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проходил через значительно бoльшие унижения и оскорбления в свой адрес, но вел себя в этих ситуациях очень благородно и величественно. Те, кто испытывал к нему неприязнь, или проедались своей же желчью (так как Пророк не реагировал на их грубости) или, если были разумны, становились его друзьями, а впоследствии - мусульманами. Такова культура поведения посланников Творца, к которой нам, следующим их заветам, нужно стремиться.

Разумный человек не отвечает на слова глупца и невежды, тем более, если этот разумный и воспитанный человек является мусульманином. Даже умно "поставить на место" - значит, пробудить неприязнь и большее недовольство в душе собеседника. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда, подчеркиваю, никогда не грубил, даже в ответ на самые неприятные оскорбления в свой адрес. Об этом есть несколько достоверных хадисов. Например, следующий: "Однажды [не очень воспитанные] представители людей Писания [несколько иудеев[7]] попросили Пророка Мухаммада о встрече. Придя, они поприветствовали его словами: "Ас-саму[8] 'алейкум!" 'Аиша, которая в данный момент оказалась рядом, не удержав эмоций, воскликнула: "И вам "ас-сам" и Господне проклятие!" Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спокойно возразил: "О 'Аиша! Поистине, Всевышнему Творцу присущи доброта и мягкость (рифкъ). И Он во всех делах любит доброту и мягкость [то есть особенно любит в верующих именно эти качества]". 'Аиша воскликнула: "А разве ты не слышал сказанное ими?!" Пророк ответил: "Я произнес в ответ им: "И вам (ва 'алейкум)".[9]

Также, например, у великого имама аш-Шафи'и есть несколько красивых стихов о ситуациях, подобных вашей. Он четко говорит, что не к лицу мудрому мусульманину (а тем более мусульманке) опускаться на уровень невоспитанного невежды, отвечая ему чем-либо. Помните ведь про льва и собаку? Льва боятся, а собаку - нет. Согласен, "львом", обладателем красивой речи, набожности, спокойного не надменного, но величественного взгляда, может быть не каждый. Но не отчаивайтесь. "Путь одолеет идущий", тем более, если в его сердце набожность, а в поведении очень уважаемая Всевышним Аллахом скромность.

-

www.umma.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий