суббота, 12 сентября 2009 г.

Александр Кочетков,поэт,переводчик,драматург,восторженное сердце



Представляю: Кисловодск. Широкое полотно улицы Широкой. К калитке прекрасного особняка подходит вальяжный, большой, красивый человек, модно одетый, в шляпе и с тростью. Он стучит в калитку, ведущую к двухэтажному особняку, принадлежащему Инне Григорьевне Прозрителевой. Адрес этот хорошо знаком и жителям Кисловодска, и приезжим знаменитостям расположенной здесь читальней с журналами, книгами, газетами. Здесь читают стихи, звучит музыка.

- Кто там?

- Граф Алексей Николаевич Толстой.

Это не ошибка и не преувеличение. В 30-40-е годы желанными гостями в этом особняке были и Максимилиан Волошин, и Вячеслав Иванов, и представители местного поэтического «бомонда» - Михаил Долинский, Татьяна Чугай, Алексей Славянский, а также гости из Владикавказа - Вера Меркурьева, Евгений Архипов, Сергей Аргашев, Михаил Слободской.

Радушие хозяев не знало границ. Обворожительная Инна Григорьевна, которую иначе и не называли, как Инуся, и ее муж Александр Сергеевич Кочетков составляли тот удивительный центр притяжения художественной интеллигенции, адрес которого был известен и в столичных кругах.

Александр Кочетков, поэт, переводчик, драматург, восторженное сердце.

В 1985 году вышел первый поэтический сборник Кочеткова «С любимыми не расставайтесь!» (М., «Советский писатель», 1985), составителем которого был Лев Озеров. В предисловии он писал: «До сих пор мы в большом долгу перед памятью Александра Кочеткова. Он полностью еще не показан читающей публике. За сочинениями Кочеткова возникает их творец - человек большой доброты и честности. Он обладает даром сострадания к чужой беде. Он был художник во всем. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочевывались под подушку больных и в пустые кошельки нуждающихся.».

То, что появился такой сборник, - прекрасно!.. Но все равно этого мало. И мне очень хочется напомнить о поэте - скромном, не гнавшемся за славой и популярностью, не выпячивавшем собственное «я», не претендовавшем на роль поэтической знаменитости.

А слава и популярность у Кочеткова были несомненными. Только прятались они в тени его скромности. Слава получилась какой-то анонимной, но зато поистине всенародной.

Уверен, 90 процентов из опрошенных любителей и знатоков поэзии не назовут автора знаменитого стихотворения «Баллада о прокуренном вагоне», более известного по строке «С любимыми не расставайтесь.». Имя автора - Александр Кочетков!

Стихи эти во время войны переписывали в письмах к родным солдаты на передовой. Они положены на музыку. Они звучали в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы.».

.Зачерпнем ладонью ключевой воды кочетковской поэзии, освежим душу прозрачными и нежными стихами:

Не верю я пророчествам,

Звучащим мне не раз:

Что будет одиночеством

Мне горек смертный час.

Когда б очами смертными

Не завладел тот сон, -

Друзьями неприметными

Я вечно окружен.

Коль будет утро чистое -

Протянет навсегда

Мне перышко огнистое

Рассветная звезда.

Друзья называли Александра Сергеевича «наш Пушкин». Компании были веселыми, шумными, с чаепитиями и пирогами, с непреходящей благожелательностью и гостеприимством Инуси. И обязательно - со стихами, рожденными «по случаю» или просто по велению души. Не знал граф А. Н. Толстой, что стучаться в калитку на кисловодской улице Широкой не нужно. Она всегда была открыта.

Кочетков родился 12 мая 1900 года. В возрасте 53 лет умер. Прожил обидно мало. Написал, перевел, сочинил много. Любил и был любим прекраснейшей из женщин. На ней и был женат. Она, его очаровательная муза, - Инна Григорьевна Прозрителева, дочь ученого-краеведа и основателя Ставропольского краеведческого музея - Григория Николаевича Прозрителева. Его имя увековечено на памятной доске музея: «имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве».

В Ставрополе иногда жили в доме Прозрителева и «молодые». Но и Александра Сергеевича, и Инусю всегда притягивал Кисловодск, который они любили, любили свой знаменитый дом, на огонек которого, как бабочки на свет, слетались люди чувствительной души и горячего воображения.

Любимыми праздниками здесь были дни рождений, которые отмечались всем и всегда: приглашались друзья, обязательным был «именинный пирог». Свои даты Александр Сергеевич отмечать не любил, но друзьям охотно посвящал стихи. Это было главным подарком виновнику торжества. И особенно, если именинницей была его жена:

Ах, для чего в те дни,

в те ночи,

Я не пришел на твой

призыв?..

Из казней - казни нет

жесточе,

Как умереть, не долюбив!..

Стихи лились, им было вольготно и уютно жить в большом сердце поэта. И какими мучительными были для него походы в редакции газет и журналов!.. «Он был беспомощен в устройстве судьбы своих сочинений, - утверждает Лев Озеров. - Боялся грубости и бестактности. Был приветлив и дружелюбен. Походка у него была, какую редко встретишь: мелодична, предупредительна.».

Не хочу, чтобы у читателя сложилось впечатление, что Кочетковы всю жизнь были связаны только с Кавказом, огромную любовь к которому не скрывали никогда. Еще была Москва, где они жили, где встречались с друзьями, где «подпитывались» настроениями бурлящей литературной жизни, посещали библиотеки, издательства, редакции, архивы. В Москву они в основном возвращались, ведь сам Александр Сергеевич был связан с ней «кровно» - он родился на Лосином Острове Московской области, где и закончил гимназию, в 17 лет поступив на филологический факультет МГУ. Из Москвы был мобилизован в Красную Армию - до 1919 года. Потом приходилось работать и библиотекарем, и литературным консультантом. И все годы, начав писать с 14 лет, он работал над стихом.

Помимо собственных стихов, Кочетков мастерски выполнял переводы на русский язык венгра А. Гидаша, грузинских поэтов А. Церетели, Т. Цбиери и В. Гаприндашвили, поэтов Востока - Хафиза, Анвари, Фаррухи, Унсари, Эс-хабиб Вафа. А можно ли забыть его переводы Шиллера, Корнеля, Расина, Беранже?..

А это очень непростой труд. Недаром А. С. Пушкин утверждал, что «переводчики - это почтовые лошади просвещения».

Кочетков интересовался драматургией. В соавторстве с К. Липскеровым и С. Шервинским он написал пьесы в стихах - «Надежда Дурова» и «Вольные фламандцы». Они были поставлены, пользовались успехом так же, как и его собственная пьеса о Николае Копернике. Кстати, пьеса «Надежда Дурова» увидела сценический свет значительно раньше, чем «давным-давно» А. Гладкова на ту же тему. «Надежду Дурову» поставил Юрий Завадский.

.Всю войну Кочетков прожил в Ташкенте, где едва сводил концы с концами литературными переводами, но зато находил огромную радость от общения с Марией Петровых и Анной Ахматовой, другими литераторами, кого война занесла в этот «город хлебный» во время эвакуации.

Поэзия согревала души людей в лютые годы всеобщей беды.

Сейчас, в XXI веке, наблюдается явственный спад «поэтической любви». И все же! Думаю, «инспектируя» ХХ век, мы не должны забыть ни одного имени «поэтического столетия». Громкие и известные имена - всегда на слуху, но бывает, что и они не выдерживают испытания временем. Ведь не секрет, что стоявшие «у руля» поэты прежде всего издавали себя, а для приличия - немного других. И они «пролистали» имя Александра Кочеткова!.. Только в 1966 году появилось в альманахе «День поэзии» самое распространенное его стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них -

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь,

И каждый раз навек прощайтесь.

Когда уходите на миг!

Вот история создания этого стихотворения:

.Лето 1932 года. Как всегда, эти благословенные месяцы Инна Григорьевна и Александр Сергеевич проводили на Кавказе. Жили в Ставрополе, оттуда вместе с друзьями решили возвращаться в Москву: заканчивался отдых, уже куплены билеты на поезд «Ставрополь - Москва».

Почему Инна Григорьевна упросила мужа задержаться еще на пару дней? На этот вопрос, наверное, не ответила бы и она сама. Но они поменяли билеты. А поезд, ушедший в субботу, потерпел крушение! Тот поезд, в котором без Кочетковых уехали их друзья. Многие из них погибли. «Нас спасла любовь» - напишет потом из Москвы Инна Григорьевна.

Читая каждое стихотворение, я уверен в том, что за любым из них стоит своя история, своя правда, свой повод.

Стихи пишутся тогда, когда сердце стучит в унисон с чувствами, стихи пишутся в ритме сердца. Так написаны все стихи Александра Кочеткова. Он не был членом Союза писателей, не имел чинов и наград, не имел званий. Но он имел главное: был настоящим человеком.

Доказательства?..

Они - в его неопубликованной поэзии так же, как и в той, что увидела свет. Мы в долгу перед поэтом. Давайте обратимся к «Кисловодской тетради».

... *

Изнизан гравий

лунной белизной,

Резной табак струит

благие яды.

Да будет ночь

безжалостна со мной!

Да будет ночь!

Я не хочу пощады!

О, как она трагически

светла

В час полнолунья,

в месяц увяданья!

Да будет ночь -

священного незнанья

Дневных сплетений

благости и зла!

Подкова счастья

О чем, двуликая находка,

Ты так блаженно

мне поешь, -

Как в бубен,

радостно и четко

Свою вызванивая ложь?

Доныне преданный

поверью,

Внемлю, и ясная дуга

Мне вожделенной

мнится дверью

На юной страсти берега.

Но, утомясь

дыханьем мирры

И счастье обернув в руках,

Я вижу легкий очерк лиры

В ее изогнутых боках.

Не потому ль ты мне и пела

О счастье

выспреннюю ложь -

Так целомудренно

и смело,

Как ты влюбленным

не поешь?

... *

О, легкая отрада

Полузакрытых вежд!

Не надо мне, не надо

Ни счастья, ни надежд.

Повержены кумиры,

Порфиры пали с плеч.

Не надо гневной лиры, -

Пусть кроткой будет речь!

Пред смертью неизбежной,

Пред жизнью роковой

Клянусь:

твой слух мятежный

Не оскорблю мольбой!

Блаженно предан чуду

Явленья твоего,

Клянусь: вовек пребуду

Смиренный страж его!

Ни жалости, ни гнева,

Ни смеха не страшусь.

У ног твоих, о, Дева,

Пребуду век. Клянусь!

Не надо мне, не надо

Ни шлема, ни щита.

О, легкая отрада,

О, сладкая тщета!

... *

В светлом шлеме

и забрале

Статный латник на коне.

Так вначале. Так вначале

Про мечту мечталось мне.

Воздух пьян,

лазурь бездонна,

Взоры - пламень,

сердце - вздох.

Вот старинная Мадонна

На распутье трех дорог.

Так ее одежды белы,

Так хрупка ее рука!

Брови тонки -

будто стрелы

Запредельного стрелка.

Голубые вспыхнут светы -

И взлетит, звеня, стрела.

Все заветы, все обеты

Разрешит ночная мгла.

Белый щит луна подымет

Против копий черных хвой.

Кто повязку

с сердца снимет,

Тихо звякнув тетивой?

И прозревшее заплачет

И споет немудрый стих.

Что он значит?..

Что он значит?..

Щит и меч - у ног твоих.

... *

Шутил вчера,

шучу сегодня,

Горел века - и вновь горю!

И вновь о тайнах

преисподней

В прозрачных ямбах

говорю.

И к вам, друзья,

иду охотно,

Мне люб спокойный

ваш уют,

Когда за чаем беззаботно

Часы короткие текут.

В тот вечер

будет очень мило,

Меня попросят почитать.

И вдруг с души -

«нездешней силой»

Сорвет «заклятия печать»!

И рьяным скептикам

всех толков,

Давая пищу для острот,

На сотню жалящих

осколков

Мой стих,

как бомбу, разорвет!..

Источник: "Ставропольская правда", 18 марта 2003 г.

Борис РОЗЕНФЕЛЬД

Взято здесь:

http://www.ivanov-portal.ru/kochetkov/index.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий