воскресенье, 20 сентября 2009 г.

О МИЛОСЕРДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

Вчера, наконец, я поднялась от свое простуды. Что-то надолго - аж дня три-четыре лежала. И вот, вчера встала, посмотрела, во что превратилась квартира за всё то время, пока я лежала, а до того - занималась разными делами, а до того - ездили на море и т.д. И всё как-то поверхностно я за простым бытовым порядком дома следили. А вчера, видно, терпение кончилось от того, что пока я со своей простудой в постели валялась, Олька быстро по чуть-чуть намусорила. В добавок у нас животные -два кота и овчарка, которые тоже приносят разные "неожиданности".

Встала я и, не умываясь (думала быстро) принялась за приведение в порядок квартиры. Позже Олька ко мне присоединилась, правда, она больше плясала в моей комнате под детские песни, найденные на одной из наших старых кассет после разбора полок с кассетами и дисками. Что ж, думаю, - пусть попрыгает немножко. И напоминаю ей, чтоб убирать шла в свою комнату. У нас же нету уборщицы, горничной, посудомойки, кастелянши, гувернантки, няни или домработницы чтобы всё это за нас делать. И так напоминала я ей о том, что Ольке нужно сделать практически до вечера.

Ближе к 20-00 она заныла, что хочет посмотреть юбилей Петросяна (что-то он зачастил с юбилеями), и в частности программу "Кривое зеркало". Но я поставила условие - довольно простое - вытереть рассыпанный ей и плохо вытертый сахар со стола, а также на книжную полку книжки составить в порядке, со стола убрать и с кресла - там у неё валялись книжки, картон, карандаши еще что-то. Словом, сложного ничего не было.

Но Ольку так напрягло известие, что ей сейчас же, сей секунд не дадут посмотреть, что на это возмущение все силы её и уходили, как вода в песок. Правда вскоре выяснилось, что программа будет не в восемь, а в девять вечера. и (ура!) у не есть еще целый час. Но и за этот час как следует она сделать порученного не смогла - больше ныла и вопила, что она не может, не получается, или что она делала, но почему-то не сделалось. И я не позволила ей смотреть программу "Кривое зеркало", застывив продолжать.

Оно ведь как? - не захотел делать малость - придётся делать больше, не захотел больше - придётся делать в несколько раз больше. Даже на элементарном примере понятно: вовремя за котами не вымыла чашку - вскоре придётся мыть уже пол за котами. Сахар не вытерла полностью со стола, капля упала - всё затвердело, придётся приложить больше усилий, чтобы привести стол у порядок.

Плачет Олька, придумывает массу причин, почему не может сделать, что должна. Еще недавно плясала - теперь болеет. Только что готова была смотреть передачу в течение часа - теперь вдруг срочно захотела спать. И так у неё всё жалобно получается. И я получаюсь соответственной мамой - стервой и злюкой немилосердной. Но я не сдаюсь, и продолжаю настаивать. Жестко настаивать - до обоюдогромкого крика. По ходу всё время напоминаю: "Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела" - напоминаю в известной нам всем по мультфильму интерпретации (хотя в первоначальном виде, как я слышала, всё очень по-другому звучит в этой сказке).

К 23-00 Олька управилась, да и то - только в малой части дел, которые сделать была должна. После этого легла спать. А я продолжила, собственно, и не останавливаясь уборку. Нет, конечно, не так грязно было - просто в беспорядке, захламлено. Потому много времени днём потратила на давно задуманный разбор книг, перестановку их и массы предметов, которые на этой полке зиждутся. И, обычно, непреклонная, я после того, как Олька уснула, всё-таки немного прибрала и у неё в комнате. Так сказать, помилосердствовала. Сегодня ей останется меньше потрудиться над порядком в своей комнате, нежели чем должна была.

Но вот вопросы:

1. Дискомфорт для человека порождает ведь нежелание это дальше терпеть?

2. Необходимость убирать за собой - это ведь некоторый дискомфорт?

3. Если взрослый может про себя ругаться или скорбеть от дискомфорта, то в чём необходимость терпеть чаще выражается у ребенка? Не в слезах ли, не в жалобах ли?

4. Значит, если ребенок плачет, это ведь необязательно означает, что его режут на кусочки или еще как истязают?

5. Милосердие заключается в том, чтобы быть мягче и ласковей и менее настойчивой, когда у лентяя накопилась из-за его лентяйства масса дел?

6. Когда человек не делает как должно сделать, то остаётся "хвост". Кто же его будет "подчищать"? Кто-то другой? Не убрал со стола, значит кто-то это это будет убирать? Кто, если не ты?

7. Если ты не сделал качественно, и кто-то за тобой доделывает, то, очевидно, ты к этому быстро привыкнешь?

8. Привычки ведь сильно укореняются, дурные - особенно?

9. Если твоя дурная привычка укоренялась всю жизнь и никто этому не препятствовал, то, будучи взрослым, тебе легче будет себя изменить, нежели будучи ребенком?

10. Значит права была мама, которая ставила тебя перед неумолимым фактом, что если ты не сделал то, что должен был сделать, то в следующий момент делать придётся больше?

Разумеется, если ориентировать ребенка на то, что он - высшей касты и ему не пристало пачкать свои музыкальные руки или танцевальные ноги, тратить драгоценное библиотечное время на всякую уборку или жертвовать удовольствиями ради помощи ближним, то можно вырастить отличного паразита-музыканта или паразита-танцора с отточенной техникой, паразита-эрудита с библиотекой им.Ленина в голове или паразита-заводилу - душу любой компании, но только по праздникам (их еще называют "праздничными поварами").

Но такой музыкант не станет Паганини, а станет простым технарём, такой танцор на станет Анной Павловой, а станет Волочковской, такой эрудит не обретет таланта и тем более не напишет гениальных произведений, а такой душа компании не станет поддерживающим тебя другом в дни бед и скорбей.

И это всё по одной простой причине - потому что ТРУД - ОТ СЛОВА ТРУДНО. ТРУД - ЭТО НАВЫК, ПРИВЫЧКА ПРЕОДОЛЕВАТЬ СВОЁ "НЕ ХОЧУ" ИМЕННО ТОГДА, КОГДА ТОБОЙ НЕ ДВИЖЕТ НИ ТЩЕСЛАВИЕ, НИ ЕЩЕ КАКАЯ БЫ ТО НИ БЫЛО КОРЫСТЬ - БУДЬ ТО ОСОЗНАННАЯ ИЛИ НЕОСОЗНАННАЯ.

Навык трудиться прививается именно тогда, когда нужно делать то, что не принесёт тебе видимых дивидендов - ни в виде аплодисментов, ни в виде еще каких-то поощрений. Теоретически они могут быть, но необязательны, поскольку как написано в Евангелии, если сделал что-то доброе, то помни, что ты сделал то, что должен был сделать, а потому не требуй себе похвалы. Конечно, Господь вознаграждает, но не как на торгах, где сделал - получи.

Именно навык настоящего труда даёт потом понимание того, что есть в действительности доброе дело, а что - добренькость или имеет цель корысть. То, что принято считать добрыми делами - строительство храма, например, не всегда добрым делом будет. Особенно, если украдено в сотни тысяч раз денег больше, чем стоимость этого храма, и строился он для демонстрации своей лояльности к православию и получения поддержки священноначалия и властей для дальнейшей легализации своих нечестно нажитых доходов.

Но я отвлеклась. Так вот, прививание навыка трудиться, наверное, и есть милосердие по отношению как к своему ребенку в будущем, так и к его окружающим. По крайней мере у него не отбирается шанс на гениальность в чём бы то ни было. Ведь настоящая гениальность - это об Бога, а Он свои дары за деньги, отточенную технику или множественность знаний не раздаёт.

А даёт Бог дары за деятельную веру (в то, что соблюдение заповедей возвращает человека в норму и богоподобие, в том числе гениальность), терпение (слёз и капризов своей самости) и труд (по преодолению этой самой эгоистичной самости).

Проснулась моя красавица Олька - сейчас уже утро - 8:40.

А книги я переставляла на совсем другом шкафу - не на том, с которого "мистическим" образом падали книги с последнего ряда и о котором речь шла в комментарии в моему посту на очень проблемную тему:

http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/1D87597F92923F5B.html?thread=1E7A1CFD98A51875&skip=0

Простите, если отняла у Вас время, но может быть кто-то из тех, кто со мной так поступал и поступает, всё-таки помилосердствует в отношении моего правового пространства личной жизни.

Автор этого блога Анна Колесникова

Комментариев нет:

Отправить комментарий