пятница, 11 сентября 2009 г.

История Балаклавы.

 11-09-2009



Балаклава, бывшая одно время, при турках, крупным центром кораблестроения и местом заключения крымских ханов, во второй половине XVIII века пришла в полное запустение. Барон де Тотт, посетивший ее в то время, отмечает, что порт совершенно заброшен и сохраняет только следы прежнего значения.

Английская путешественница М. Гутри, побывавшая в Балаклаве в 1796 году, насчитала 12 или 13 сохранившихся башен; на гравюре, приложенной к книге П. Сумарокова “Досуги Крымского судьи”, очень ясно видны 9 башен по стене от бухты к вершине Крепостной горы, 2 башни вдоль бухты, на горе стояла 1 большая башня (возможно, это был маяк), кроме того, внутри крепости виднеются 2 крупных здания.

Анонимный автор, посетивший Балаклаву в 1836 году, насчитал в ней 12 башен.

Первое подробное описание памятника предпринял 3. Аркас в 1845 году, при нем сохранилось только 8 башен, стены были уже в развалинах, но он видел трубы вдоль стен, диаметром в один фут (около 0,3м), которые считал водоотводными. Высота некоторых сооружений, ныне полностью утраченных, достигала в то время 16м, существовали развалины церкви (в плане 10х10м), причем ее стены поднимались до четырех метров. Аркас застал еще несколько изображений и латинских надписей на стенах, которые, к сожалению, не смог прочесть.

Наиболее основательное, с современной точки зрения, описание-исследование Чембало выполнил в 1929 году Е. В. Веймарн, тогда еще совсем молодой человек, ныне известный археолог. Он первый определил назначение круглой башни на вершине Крепостной горы с прилегающим плацдармом как главного опорного пункта крепости, разгадал систему водоснабжения укрепления. Судя по его описанию, крепостные сооружения в то время находились в таком же состоянии, (в период Великой Отечественной войны снарядами повреждена была лишь башня-донжон, как самая заметная цель). Описывая цитадель, Е. В. Веймарн утверждает, что она наполовину рухнула в море, но следов падения на скалах незаметно, да это и невозможно, так как гора сложена из весьма прочных мраморовидных известняков. Наряду с этим он отмечает большую емкость подвалов цитадели, которые “могли вмещать в себя большие запасы продуктов и служить в то же время и главным хранилищем дорогих товаров всей торговой фактории”.



Сооружена крепость в соответствии со строительной практикой, характерной для средневекового Крыма. Ее стены сложены из хорошего, крепкого бута местного мраморовидного известняка на известковом растворе. Высокое качество кладки подтвердило крымское землетрясение 1927 года. В то время, когда многие дома в Балаклаве серьезно пострадали, в крепости, по словам очевидца, “не упал ни один камень и даже неустойчивые по виду руины прекрасно выдержали испытание”.

Сама Балаклава еще тридцать лет тому назад была маленьким рыбацким городом, занимавшим обе стороны узкой бухты. Когда здесь во время Крымской войны базировались английская армия и флот, то англичане построили набережную (ныне носит имя Назукина), в предместье (деревня Кадыковка) соорудили магазины, увеселительные заведения и гостиницы, провели шоссейные дороги к французской квартире на пятом километре Балаклавского шоссе и первую в Крыму железную дорогу. Построили ее в феврале 1855 года невероятно быстро - за семь недель (длина 12,8км). Она позволила переправлять грузы прямо с кораблей в военное депо англичан, бывшее у современной Максимовой дачи. Впоследствии построили еще одну ветку - к подножию горы Гасфорта, где находилась главная база союзников англичан - итальянцев. Подъем на Сапун-гору, к Максимовой даче, тогдашние паровозы преодолеть не могли. На вершине подъема установили два локомотива, их двигатели наматывали на специальный барабан металлический трос, другой конец которого вытягивал наверх грузовые платформы. После войны железную дорогу разобрали и продали туркамю

Комментариев нет:

Отправить комментарий